Мои рассуждения о выборе режима фокусировки. Провокационное название вызвано большим количеством отснятых кадров, усталостью от их разбора и некоторым разочарованием в сюжетной составляющей.
Радожива применяет метод, которым я часто снимала раньше коммерческие съемки. А именно: выбирает одну из крестообразных точек и фокусируется по ней.
Почему я говорю что использовала его раньше? После приобретения 50 мм с диафрагмой 1.8 я стала замечать частые промахи и с этим объективом и теперь фокусируюсь только по средней точке. После чего провожу перекомпоновку. Конечно, такой метод подходит только для постановочных кадров, для которых собственно и приобретался объектив. Имея недочеты с кадрированием, без зума мне достаточно тяжело снимать репортажку. Да и бегать придется в несколько раз больше.
Третий метод, который я применяю последнее время в репортаже - автоматическая фокусировка.
В случае, если объект съемки занимает достаточно много места в кадре и является максимально контрастным - все получается замечательно. В иных случаях, снимая статику, достаточно немного перекадрировать и автофокус подсветит нужное место.
Автофокус использует не только крестовые точки, доступные в ручном режиме выбора, а все имеющиеся. Это его безусловное преимущество, как и то, что может быть выбрано несколько точек на двух и более объектах, это обеспечит их попадание в зону резкости.
В большинстве случаев, если это поясной и ростовой портрет, достаточно чтобы такая точка была на лице, так как диафрагма 5,6 позволит получить глаза в зоне резкости.
Если один объект расположен очень близко, а другие на некотором расстоянии, то что-то будет не резким. Важно помнить о глубине резко изображаемого пространства (ГРИП)
Небольшое отступление:
ГРИП сильно зависит от угла и расстояния до объекта. Это критично, в случае если один объект на расстоянии менее метра. Программка расчета гиперфокального расстояния (это не ГРИП а, дистанция, с которой объекты попадут в резкость, но ГРИП она тоже вычисляет) утверждает, что при диафрагме f/8 на расстоянии объекта в 0,5 метра при 18мм ГРИП будет 23 см, а при 35 мм - меньше 6 см! (Китовый объектив позволяет фокусироваться на таком расстоянии). Если вы снимаете со вспышкой, то всегда можно сильнее закрыть диафрагму. Или сделать шаг назад и обрезать в фоторедакторе - благо современные матрицы позволяют такую роскошь.
Проблемы с автофокусом возникают, когда фон расположен очень близко к объектам и он пестрый со множеством ярких элементов. Хотя я умудрялась промахиваться и на однородную зеленую стену, что вызвано попытками поймать динамичный сюжет, а не условиями съемки.
Как результат - процент технического брака в репортаже очень большой. Кроме явно неудачных кадров, вызванных динамикой сцен, ошибками фотографа, добавляются частые ошибки автофокуса. Конечно, nikon d3300 далеко не репортажная камера, в то же время я не уверена, что переход на более старшую модель типа d7100 решит эту проблему. А топовые модели как D4s даже с сумасшедшим пробегом стоят довольно дорого. К тому же получив вагон бумажной пыли на камеру и попадание мяча в объектив на последней съемке, особо вкладываться в технику не поднимется рука.
Чтобы набрать приличное количество качественных кадров, приходится много снимать - что ведет к износу техники и большим временным затратам на сортировку и обработку снимков (мы всегда пытаемся спасти загубленный кадр). От этого надо уходить. На сегодня я вижу два пути решения:
- дважды думать перед спуском затвора;
- снова начать переключаться в режим ручного выбора точки фокусировки при съемке с контрастным фоном.
Комментариев нет:
Отправить комментарий